Работы молодых архитекторов

Выставка работ молодых архитекторов, которой посвящено мое сообщение, была открыта 1 июля 1939 г., т. е. в тот самый день, когда открылся предыдущий пленум Союза советских архитекторов, на котором обсуждались вопросы строительства крупнейшего сооружения нашего времени — Дворца Советов. Совпадение этих двух событий было совершенно случайным, но я хотел бы показать, что величайшее сооружение нашей эпохи и выставка работ молодых архитекторов должны иметь и имеют внутреннюю тесную логическую и идейную связь. В самом деле, разве в какую-нибудь эпоху крупные произведения человеческого ума или художественного творчества создавались в отрыве от — общего состояния культуры, науки или искусства? Есть ли примеры существования больших мастеров, которые творили свои вещи в отрыве от работы целой плеяды своих современников? Гениальный Брунеллеско рос в окружении последних архитекторов готики. Он же явился создателем новой ступени архитектуры — ренессанса — и встретился в дальнейшем с — будущими крупнейшими представителями этого нового течения. Надо помнить, что Браманте родился, когда Брунеллеско еще был жив. Титан ренессанса — Микельанджело настолько же обязан своему средневековому предшественнику Джаяито, жившему до него за 150 лет, насколько его современник Рафаэль обязан ему. Состязаясь в одно время, на одной работе самыми яркими представителями высокого ренессанса, Микельанджело вместе с этим создает новую ступень — барокко, но опять-таки он здесь не остается одиноким, а встречается с художниками, уже подготовленными к восприятию и дальнейшему развитию этого направления. Мы не знаем художника, который бы плодотворно работал, оставаясь в одиночестве.

Цепь влияний и в искусстве непрерывна и является основой развития искусства. Всякое большое произведение искусства тесно связано со своей эпохой; для создания такого произведения необходимо наличие соответственного творческого окружения, соответствующая атмосфера понимания и, взаимного творческого содружества в работе.