Кирпичная эстетика

Сегодня, когда явно возросли требования к художественной стороне архитектуры, проблема выбора строительных материалов приобретает особую актуальность. Азартное освоение всех новинок, предлагаемых рынком — занятие для архитектора, безусловно, увлекательное, но не всегда является синонимом творчества и новаторства.

Известно, что Ф. Л. Райт, А. Аалто, Л. Кан и многие другие корифеи архитектуры, свои самые дерзкие замыслы воплощали с помощью материалов «земных» и традиционных: неокрашенного дерева, необработанного камня и стандартного кирпича. Умение из обычного создать нечто невиданное, а из унифицированных элементов — уникальное, вот в чем заключается истинное новаторство. Поразительный по разнообразию форм храм Василия Блаженного в Москве, сложен из 18 типоразмеров фигурных кирпичей. Не менее совершенный памятник — храм Вознесения в Коломенском — из девяти, а все орнаментальное богатство среднеазиатской архитектуры держится всего лишь на четырех стандартных элементах декора.

Именно поэтому непритязательный кирпич, древнейший строительный материал, был и остается, в буквальном смысле, «пробным камнем» для зодчего. Более того, в современных условиях он стал одним из главных средств «гуманизации» искусственно создаваемой вокруг нас среды. Почему? Кирпич изначально соизмерим с человеческой рукой, и потому всегда был связующим звеном между архитектурой (особенно крупномасштабной) и человеком. Восприятие сплошной бетонной стены и стены кирпичной, как говорится, — две большие разницы. В первом случае, мы испытываем визуальный прессинг, во втором — эстетическое воздействие ритмической кладки. Можно понять логику древних египтян, изобретателей кирпича. Когда живешь в городе-некрополе, в окружении гигантских гробниц, невольно придет в голову идея строить жилища из деталей, соизмеримых самому себе, а не величию фараона. Просто, удобно, да и глазу приятно. Тем более долина Нила издавна славилась большими залежами глины.